ЗАКОН ИЛИ БЛАГОДАТЬ?
Интересный
вопрос. В наше время различные группы верующих объясняют этот вопрос по-разному.
Одни утверждают, что никаких законов не нужно – Христос умер на кресте и распял
закон, тем самым даровал людям прощение, ибо ни один человек не в силах
исполнить закон своими усилиями. Эта группа утверждает, что спасает не закон и
его исполнение, а благодать – милость, дарованная от Бога каждому верующему в
Иисуса (Иоанна 3:16). Далее, представители указанной точки зрения утверждают, что закон отменен, что
именно об этом и писал апостол
Павел в своих посланиях, и приводят в доказательство множество стихов из
посланий Павла.
Другая точка зрения состоит в том, что спасение действительно даруется Божией милостью (благодатью), однако это не исполняет от исполнения закона (1 Иоанна 3:4). Кроме того, последователи этой точки зрения также приводят много высказываний апостола Павла, где также говорится о необходимости соблюдения закона.
Логически возникает вопрос: где же Истина, кому необходимо верить? Как понять апостола Павла, он что, специально посеял камни преткновения, чтобы мы с Вами никогда не пришли ко спасению? Подобные вопросы сегодня терзают многих прихожан христианских церквей, а некоторые из них просто в отчаянии – как же быть?
Нелегко пролить свет на эти вопросы в нескольких словах, поэтому поговорим для начала о самом апостоле, о его личности. Кто имел возможность читать книгу Деяния Апостолов, тому известно, что Павел был в первом ряду среди гонителей Первоапостольской Церкви Христовой (Деяния 9 гл.). Более того, ведь именно Павел принимал участие в побитие камнями одного из лидеров Церкви – Стефана (Деяния 7гл.). Кто же обратил гонителя Церкви, яростного инквизитора ко Христу? Многие знают, что это сделал Сам Великий Учитель во время путешествия Павла в Дамаск (Деяния 9:3). Все дело в том, что гонитель христиан был глубоко верующим человеком, он вырос в семье верующих, отлично знал Пятикнижие Моисея и до глубины души был убежден в истинности своей цели. Да, Павел не имел никаких сомнений в том, что, преследуя христиан, он принимает большое участие в деле Божием. Сегодня нам даже невозможно представить, какое огромное влияние оказали события, произошедшие по пути в Дамаск на этого человека (Деян. 9:4-6).
Павел был потрясен. Более того, он недоумевал, в чем заключалась его ошибка, почему он вдруг оказался противником Бога (Деяния 9:5), а не Его защитником.
Изучая Священное Писание, можно сделать вывод, что апостол был хорошо воспитан и имел прекрасное (на то время) образование (Деяния 26:24). Итак, Павла постигло разочарование – теперь ему нужно было пересмотреть заново его личное отношение к Иисусу Христу.
Три дня Савл находился в раздумьях, ничего не ел, не пил и постоянно молился (Деяния 9:5-12). Именно в конце трехдневного поста с ним произошло нечто необыкновенное – он уверовал в Иисуса Христа, и более того, родился свыше (Иоанна 3:3-7). Теперь Господь мог сделать бывшего инквизитора и гонителя проповедником Евангелия (Деяния 9:15). Какое чудесное и небывалое обращение ко Христу! Вся эта история говорит о том, что Павел после встречи с Иисусом стал истинным христианином, рожденным от Духа, а значит, был человек глубоко духовный.
К огромному огорчению, многие нынешние последователи Христа, заключив с
Ним завет и посещая церковь, не родились свыше, а значит, и остаются людьми необращенными,
живущими не по Духу, а по плоти. Павел пишет:
«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины
Божии.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он
почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить
духовно»
(1 Кор. 2:10,14)
Правильность данного вывода подтверждает и Иисус Христос:
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую
истину…»
(Иоанна 16:13)
Читайте также Иоанна 14:16-17.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: Христос обещал всем
истинным Его последователям, что даст Духа Святого, Который и наставит на всякую
истину, поэтому те современные исследователи Библии, которые не понимают
посланий Павла, не рождены от Духа. Таким христианам нужно серьезно
обеспокоиться и бить тревогу, ибо Писание утверждает:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не
родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»
(Иоанна 3:3)
Это и есть самая основная причина разногласий между сторонниками двух точек зрения относительно закона и благодати.
Где же выход из сложившейся ситуации?
Во-первых, мы никогда не разберемся в этой проблеме, если не определим, что такое закон и зачем он нужен. А во-вторых, что же такое благодать и ее назначение.
Начнем с законников. На Синае Бог дал Израилю морально-нравственный закон, который был записан перстом Божиим на каменных скрижалях – 10 заповедей (Исход 20:1-17; 32:15,16; 34:1). Однако закон Божий существовал намного раньше и был известен людям, а уже на Синае произошла его официальная запись (об этом делаем вывод изучая Бытие 4:7; 6:5; 7:2; 26:5; 39:9; 50:19,20; Исход 16:23). Кроме того, люди, тщательно изучающие Писание, знают, что жители Небес также исполняют закон Божий. Читайте Откровение 11:19. А теперь прочтите книгу Второзаконие 10:2; третью книгу Царств 8:9.
Если Вы внимательно прочли эти тексты и проанализировав их, то теперь Вы поняли правильность выводов о том, что закон уже существовал даже в Едеме и до Синая, а также вечно существует в Царствии Божием. Если кто-то еще сомневается, думая, что 10 заповедей даны только евреям – читайте Исаия 45:19-23; 66:22,23; Откровение 22:14.
Главная цель десятисловного закона заключается в том, чтобы регулировать отношения человека с человеком и отношения какой-то личности или всего народа с Богом. Другими словами – этот закон устанавливает определенные правила поведения в обществе (что такое «хорошо», и что такое «плохо») и указывает на то, как человек должен относиться к Богу. Никаких других функций закон не выполняет. Данный вывод нужно усвоить очень прочно, потому что именно в этой области и совершают ошибку многие верующие, думая, что, исполняя лишь заповеди закона, можно получить спасение. Такие люди называются законниками.
Не хочется разочаровывать сторонников данной точки зрения, однако Писание
говорит:
«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается
грех»
(Рим. 3:20)
Кроме того, апостол Павел говорит о том, что израильтяне искали закон праведности, и не достигли его, потому что искали в делах закона (Рим. 9:31,32).
Итак, можно сказать однозначно – Библия утверждает категорически, что
закон не спасает и дела закона также. Спасение даровано человеку по великой
милости Божией, это подарок людям, абсолютно бесплатный, его не нужно покупать,
отрабатывать какими-то делами – это дар Божий, который и называется благодать.
Сторонники этой точки зрения действительно правы:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»
(Еф. 2:8,9)
Павел подтверждает правильность сделанного вывода, а апостол Иоанн более
точно поясняет, почему Бог хочет нас спасти:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы
всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанна 3:16)
Спасение даровано каждому человеку чрез веру в Иисуса Христа, и, как мы
видим, в приведенном стихе даже нет упоминаний о законе или каких-либо
делах.
«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.
Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:24,28)
Наш Небесный Отец отдал величайшую жертву ради моего и Вашего спасения – Сына Своего Иисуса Христа; это именно Его Кровь очищает нас от всякого греха (1 Иоанна 1:7). Поэтому всякий верующий в Него унаследует спасение. Именно к такому выводу придет каждый исследователь Библии.